«Россияне стали охотнее платить за контент»

В 2016 году рынок легальных видеосервисов в России существенно вырос по сравнению с прошлым годом, получив свыше 10 млрд руб. дохода. Какие тенденции наблюдались в индустрии и какой прогноз ожидает ее в будущем — в материале «Газеты.Ru».

По итогам 2016 года объем российского рынка легальных видеосервисов достиг 11,18 млрд руб., причем его рост по отношению к предыдущему году составил 32%. Об этом говорится в исследовании компании J'son & Partners Consulting, посвященном развитию этой отрасли в России (есть в распоряжении «Газеты.Ru»).

Платят, потому что удобно

В отчете были использованы данные 51 компании, которые были поделены на четыре группы. В первую категорию попали онлайн-кинотеатры, которые предоставляют возможность смотреть видеоконтент на вебсайтах, а также мобильных платформах. Во второй группе оказались телеканалы, которые занимаются монетизацией своего контента в интернете.

Кроме того, в исследование вошли операторы связи и телекоммуникационные компании, предоставляющие услуги платного телевидения, а также платформы цифровой дистрибуции, например iTunes или Google Play, которые распространяют приложения с возможностью просмотра без привязки к определенному провайдеру.

Дмитрий Колесов, директор департамента ТВ и контента J'son & Partners Consulting, заявил, что самым заметным событием рынка в 2016 году стал бурный рост платных моделей монетизации.

«Россияне стали охотнее платить за контент, так как компании, которые предоставляют сервисы, расширяют предложение и улучшают сервис. Рекомендательные системы, уменьшение цифровых окон для новых фильмов, удобство оплаты — все это работает на рост рынка», — подчеркнул Дмитрий.

Онлайн-кинотеатры собрали 70% (7,83 млрд руб. без НДС) всех доходов российского рынка легальных видеосервисов, во многом благодаря платным сервисам мобильных устройств и Smart TV.

Операторы связи смогли нарастить долю рынка с 11,7 до 12,2% (до 1,37 млрд руб.) и переместились на второе место. Этому способствовало увеличение пользователей IPTV (цифровое телевидение по протоколу IP), а также возросший интерес россиян к просмотру так называемого видео по запросу (VOD — video on demand), когда пользователь использует тот или иной сервис для поиска требуемого контента.

Доля телеканалов за 2016 год не изменилась и составила 11,8%, немного уступая операторам. За нелинейный просмотр своего видео они собрали 1,32 млрд руб. В этом году потребителям стала доступна новая функция — введение подписки, дающей право смотреть контент без рекламы.

Генеральный директор онлайн-кинотеатра Okko Иван Гродецкий в беседе с «Газетой.Ru» отметил, что

тенденция к отказу от просмотра телевидения не связана с тем, что пользователю неинтересен ТВ-контент, скорее потребитель отказывается от технологии его поставки.

«У каналов есть много хороших продуктов — популярных сериалов и шоу, которые люди готовы смотреть через интернет в удобное им время, на удобном устройстве и в хорошем качестве… Думаю, у телевизионных холдингов большой потенциал именно в нелинейном режиме», — подчеркнул Иван Гродецкий.

На четвертом месте по доходности оказались платформы цифровой дистрибуции, которые за прошедший год заработали 660 млн руб., что составило 5,9% рынка. Это единственная категория, процент дохода которой незначительно снизился.

Согласно оценкам J'son & Partners Consulting, к 2020 году доходы рынка легальных видеосервисов по сравнению с 2016 годом вырастут на 78%, почти до 20 млрд руб.

Иван Гродецкий рассказал «Газете.Ru», что рост доходов легальных видеосервисов связан прежде всего с удобством и качеством предоставляемых услуг. «Мы даем нашим зрителям легальный контент и премиальный опыт — качество картинки, звука, удобство оплаты просмотра. Также благодаря развитию мобильных приложений все больше людей пользуются гаджетами для заказа еды, вызова такси, прослушивания музыки. Это тоже стимулирует пользователей, приучает их платить за контент», — поделился Иван.

Подписка в цене

Согласно данным исследования, в 2016 году в структуре рынка произошли существенные изменения. Как и прежде, наиболее распространенной моделью монетизации является AVOD (advertising video on demand) — та модель, при которой просмотр видео сопровождается рекламными сообщениями. Но в 2016 году доля AVOD сильно снизилась, составив 60,5%.

На втором месте оказалась модель, при которой пользователь арендует видеоконтент на определенный период времени, — на нее пришлось 17,3%.

За прошедший год рекордно выросла доля платной подписки — с 3,8 до 11,2%, обеспечив ей третье место рейтинга.

На последнем месте (11%) расположилась та модель монетизации, при которой пользователь приобретает цифровую копию единицы контента.

Кроме того, в исследовании были выделены ключевые тенденции развития рынка российских легальных сервисов, среди которых фигурируют увеличение внимания к индустрии со стороны государства, а также продолжение борьбы с пиратством.

«Сегодня в VOD-сегменте существуют все условия для дальнейшего развития отрасли: действительно, пользователи стали охотнее платить за качественный контент, и этот тренд набирает обороты; на развивающемся рынке отчетливо прослеживаются свои лидеры, при этом конкуренты борются за внимание пользователей не между собой, а с пиратами», — рассказал «Газете.Ru» генеральный директор онлайн-кинотеатра MEGOGO в России Виктор Чеканов.

Руководитель MEGOGO подтвердил, что компания отметила рост объема потребления платных продуктов в сегменте онлайн-видео. «В этом году мы ожидаем появления новых форм и нестандартных коллабораций между OTT-сервисами и смежными отраслями», — заявил Чеканов.

https://www.gazeta.ru/tech/2017/03/31/10605149/vod_in_russia.shtml#page3